Почему мотивации не существует
Да, я не верю в мотивацию. Когда слышу от кого-то: «Я бы сделал, да вот мотивации не хватает…», – стараюсь сдержаться, чтобы не броситься переубеждать. При этом я мотивирую более 150 000 человек учиться каждый день, и после десяти лет преподавания мне есть что сказать.

Пикассо каждый день шел к мольберту и рисовал по несколько часов. Когда его спросили, не ждет ли он вдохновения, чтобы приступить к картине, он ответил: «Когда вдохновение придет, я должен быть уже готов». Точнее, он сказал: «La inspiracion existe, pero tiene que encontrarte trabajando», – а на английский его слова переводят так: «Inspiration exists, but it has to find you working». На каком языке ни скажи – идея гениальна, как и положено гению.

За десять лет работы я общалась с десятками людей, которые жаловались: «Так хочется учить язык, но никакой мотивации нет». Обычно такое состояние желания, не подкрепленного мотивацией, может тянуться годами и годами.

На самом деле никакой мотивации искать или ждать не надо, как и вдохновения. Надо просто составить свой план действий – действовать. Вот тут и начинается самое интересное – какой такой план? Я же просто хочу ВЫУЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ!

В своих прошлых статьях я уже говорила: если вы хотите достичь успехов в изучении языка, вам надо, во-первых, знать, какой именно результат вам нужен, а во-вторых, составить четкий план, список конкретных и точных действий, шагов, которые в конечном итоге и приведут вас к заданному результату.

Еще одна показательная история про мотивацию, а вернее, ее бессмысленность, встретилась мне в блоге бизнес-тренера Александра Левитаса – он пишет про Эдварда Деминга, ученого и консультанта по менеджменту:

«Еще на заре своей карьеры, не будучи звездой мирового масштаба, Деминг проводил на своих лекциях такой эксперимент. Он просил участников мероприятия – бизнесменов и управленцев, зачастую обладателей степени MBA, имеющих десятки и сотни людей в подчинении, – перечислить все способы мотивации, которые они знали. Записывал их в столбик на флипчарте. А потом…

Потом он вызывал из зала добровольца. Ставил перед ним миску с шариками для пинг-понга – красными и белыми. Объяснял, что задачей человека будет выбрать из миски 10 красных шариков – но только красных, ни одного белого. И завязывал человеку глаза.

Естественно, «работник» не справлялся с порученной задачей. И тогда Деминг начинал перебирать способы мотивации с флипчарта:
– Положительная материальная мотивация! Джонни, если ты достанешь десять красных шариков и ни одного белого, я дам тебе 100 долларов! Ох, не получилось…
– Отрицательная материальная мотивация! Джонни, если достанешь из миски хоть один белый шарик, я оштрафую тебя на 100 долларов! И опять не получилось…
– Эмоциональная мотивация! Джонни, ты крутой! Ты справишься! Я знаю, ты можешь! Друзья, крикнем хором: "Джонни, ты можешь!" Снова не вышло…
– Мотивация карьерой! Джонни, я клянусь, что если ты выберешь только красные шарики, я уговорю твоего босса повысить тебя в должности! И опять не получилось…
– Мотивация свободой! Джонни, дружище, если ты сейчас достанешь десять красных шариков, я тебя отпущу сегодня на два часа раньше! Да что ж такое, снова белые…

Так он добирался до конца списка – и ни один способ не давал результата.

И тогда Деминг объяснял участникам тренинга, что ни один способ мотивации не будет и не может работать, если у работника нет технологии, позволяющей ему получать стабильный результат. И что прежде чем мотивировать сотрудника, нужно разработать и отладить бизнес-процесс, который позволит человеку делать работу хорошо. Иначе не спасет никакая мотивация, сколько бы сил, нервов и денег вы в нее ни вкладывали».

Так вот, при изучении языка применяется тот же принцип: нужно найти технологию, последовательность действий, выполнение которых приведет вас к желаемому результату, а не мотивацию. Так что составляйте свой план действий для своего иностранного языка и беритесь за его выполнение, не дожидаясь вдохновения, – аппетит приходит во время еды.

Кстати, как раз с мотивацией у вас наверняка все в порядке – если вы загадываете каждые пару месяцев или каждое 1 января «выучить английский» и потом держитесь какое-то время. Просто потом наступает непонимание – а что делать-то надо, чтобы «выучить английский»? Непонятно! Хорошо, что теперь вы знаете: никакого «выучить английский» не существует, и вы можете составить план и двигаться по нему без какой-то там мотивации.

Напоследок пару слов про мотивацию от Илона Маска:
«If you need inspiring words, just don't do it».
Если вам надо открыть словарь, чтобы перевести эту фразу, вы знаете, что делать, и наверняка уже не будете ждать вдохновения, а просто откроете и переведете!

.
Made on
Tilda